журнал Сверхновая Fantasy and Science Fiction
Подшивка Подшивка Подшивка Подшивка Подшивка Подшивка Подшивка Двадцать световых  лет спустя Двадцать световых  лет спустя Двадцать световых  лет спустя Двадцать световых  лет спустя Двадцать световых  лет спустя Двадцать световых  лет спустя Ссылки Ссылки Ссылки Ссылки Ссылки Ссылки Ссылки Контакты Контакты Контакты Контакты Контакты Контакты О журнале О журнале О журнале О журнале О журнале О журнале О журнале Мастерская Мастерская Мастерская Мастерская Мастерская Мастерская Мастерская Фотоальбом Фотоальбом Фотоальбом Фотоальбом Фотоальбом Фотоальбом Фотоальбом Фотоальбом голоса пространства голоса пространства Теперь вы знаете... Теперь вы знаете... Теперь вы знаете... Теперь вы знаете... Теперь вы знаете... Академия горя и Радости Академия горя и Радости Академия горя и Радости Академия горя и Радости Академия горя и Радости Академия горя и Радости Академия горя и Радости Академия горя и Радости Обзор Обзор Колонка редактора Колонка редактора Колонка редактора Колонка редактора Колонка редактора Повести и рассказы Повести и рассказы Повести и рассказы Повести и рассказы









Рейтинг@Mail.ru



Владимир Герасименко

Керамические «бинокли» были подставками для еды

Знаменитые двойные сосуды, ставшие символом культуры Триполья, относительно которых строились предположения, что их использовали для вызывания дождя проливанием воды сквозь них, или духа огня сожжением внутри них приношений, могут иметь гораздо более понятное предназначение.

Консервация деталей быта древних людей пиропластической волной при извержении Везувия до Помпей произошла и в середине второго тысячелетия до нашей эры. «Первые Помпеи», открытые Клод Ливади (Albore Livadie, Claude. 2002. A First Pompeii: The Early Bronze Age Village of Nola-Croce del Papa Palma Campania Phase, Antiquity, 76, 941-942), сохранили такую картину:

Рис. 1. Печь в поселении ранней бронзы Апеннинской культуры вблизи Нолы у подножия Везувия. 1800-1600 гг до н.э.

Здесь мы видим печь наподобие трипольских, за ней один лежащий на боку предмет, а перед ней – подставку, с которой торопящиеся убежать от извержения люди так и не сняли миску с едой. Форма подставки геометрически подобна загадочным «биноклям» Триполья. Функции этого предмета, назовем его биконической подставкой, становятся очевидны. Прежде всего – подставка, своего рода универсальный «подстаканник» для всего горячего из печи; затем – мармит, где, поместив внутрь неcколько горячих угольков, можно было сохранять блюдо тёплым. Эстетическое чувство трипольцев продиктовало им удобную форму для переноса двух блюд – себе и гостю. Судя по множеству других парных фигурок и высокому художественному уровню исполнения, подставки, помимо утилитарной, выполняли символическую роль в объединительных ритуалах, служа столиком при совместной трапезе, знаменующей прочный союз.

Eng/Rus